Золотой Кубок Челтнема 2015. Coneygree

Утро пятницы во время Королевского Аскота. Победитель Золотого Кубка лежит пластом на поле. Но это не Trip To Paris выигравший Золотой Кубок Аскота за 18 часов до этого. Это герой Челтнема –Coneygree. Если говорить о расстояниях, то мы на расстоянии сотни миль от цилиндров и модных нарядов, если говорить о скачках — на другой планете.

Coneygree родился и вырос на Hill Farm в общине Окси, всего в шести милях к югу от Сайренсестера, на конюшне легендарного заводчика Джона Окси. Грачи расселились на ветвях, лютики цветут в траве и Coneygree в своей попоне от мух растянулся рядом с полубратом и лучшим другом Carruthers, который старше него на четыре года. А где-то далеко был тот незабываемый мартовский день, когда толпа (и без сомнения призрак Окси) смотрела как Coneygree впечатывает копытами свое имя в историю.

Этот контраст лишь подчеркивает величие победы. Нико де Бойнвилль и Coneygree разметали соперников в калейдоскопе препятствий, и идиллическое июньское утро не сможет затмить в памяти удивление и радость от этого зрелища.

Многие «эксперты» поддерживали идею, что лошадь, которая скакала в стипль-чезах лишь три раза, вообще не должна участвовать в Золотом Кубке. К тому же жокей сломал ключицу в тяжелом падении в среду и какой-то шутник поменял его имя в базе Уэтерби на неизвестного жокея-ученика. Но тем слаще победа.

«Мы получили 30 электронных писем о том какие мы глупые, и что он должен скакать в RSA так как он новичок»,- говорит дочь Окси Сара Брэдсток. Вместе с мужем-тренером Марком они теперь могут с улыбкой вспоминать как всезнайки бухтели о записке в Золотой Кубок. «Когда дело доходит до безопасности лошадей – я параноик»,- добавляет она, объясняя почему они думали, что участие Coneygree будет неопасно для него. –«Да, он был новичком. Но восьмилетним новичком; отдохнувшим, опытным. Он стал одним из лучших чейзеров, которых мы видели. Что до RSA, то там был Don Poli и слишком резвая для Coneygree дорожка, а на пятницу обещали дождь».

За 24 года у Брэдстоков не было больше 10 побед за сезон , но победа Carruthers в Золотом Кубке Hennessy в 2011 году продемонстрировала всем их способности и решимость. Они не собирались поддаваться панике только потому, что это Золотой Кубок, но произошло событие, по сравнению с которым электронные письма были пустяком. «Меня заменили?- удивился Де Бойнвилль: постоянный жокей Coneygree заметил, что кто-то написал вместо него ученика-жокея Джо Корнволла партнером мерина в Золотом Кубке. Однако несколько часов спустя более насущным стал вопрос «а сможет ли Де Бойнвилль вообще скакать в пятницу?».

Компьютерные ошибки можно исправить за несколько секунд, но ошибка подобная падению Rolling Star с Нико Де Бойнвилль на последнем препятствии в Coral Cup (в оригинале ошибочно указано County Hurdle – прим. пер. ) может стоить гораздо больше времени. Бедный Rolling Star сломал себе шею, Де Бойнвилль чудом избежал серьезной травмы, но тень боли промелькнула по его лицу. Официально он не пострадал, но сейчас, в неделю Королевского Аскота, он признается насколько было плохо:

«Я был разбит. Я получил удар по голове и левое плечо сильно болело. Я знал, что должен взять себя в руки, потому что такие скачки как Золотой Кубок бывают не каждый день. Так что я не мог позволить боли стать проблемой. Я поехал в Таустер в четверг на две скачки для Бена Полинга. Они не пошли мне на пользу, но самое важное то, что я пережил их. Плечо еще чувствовалось утром в день Золотого Кубка. Но я делал проездки у Ники Хендерсона и скакал на его Caracci Apache в скачке Albert Bartlett, которая была перед Золотым Кубком.

Утром был дождь, и дорожка стала совсем неподходящей для Caracci Apache. Он не справлялся и когда я остановил его, то помню, что подумал такая дорожка пойдет для Coneygree. Дики Джонсон затормозил у того же барьера и сказал: «Нико, дорожка совсем тяжелая, так что береги силы в Золотом Кубке.» Дики скакал на Coneygree в Ньюбери и было приятно слышать от него такое».

Для нас, зрителей, большим вопросом было то, как Coneygree будет прыгать стипль-чезные препятствия, но тренер и жокей считали, что это единственное о чем они могут не беспокоиться. Их тревоги касались более простых вещей. В Челтнем Марк Брэдсток на случай поломки ехал с маленькой коневозкой за Сарой, которая везла Coneygree и его компаньона Heidi в грузовике для скота. «Он плохо ездит в коневозке,- говорит Сара.- Мы возим его в большом грузовике без перегородок с Heidi . Людям нравится, когда эта парочка выгружается».

Еще одной особенностью была интенсивная подготовка Coneygree. Помимо еженедельных тренировок на плацу с Де Бойнвиллем и сыном Брэдстоков Альфи, который профессионально занимается конкуром, были тренировки со стипль-чезными препятствиями на склоне холма. «Первый раз был ужасным,- вспоминает Сара. –Лили (сестра Альфи) вела у Нико, который сказал «дай я поведу» и лошадь отказалась прыгать. У Coneygree заняло много времени понять как прыгать такие препятствия. Но представьте какими дураками мы бы оказались, если бы не сделали такой барьер дома и упади он на спуске в Золотом Кубке».

За две недели до Челтнема Де Бойнвилль сделал смелое заявление, назвав прыжки Coneygree «непробиваемыми», но действительно, когда он появился в паддоке его больше беспокоила битва за лидерство, чем препятствия.

Марк Брэдсток вспоминает: «Нико вышел и сказал «Патрик Маллинз (жокей On His Own) говорит, что собирается бороться со мной за лидерство. Может быть сложно». А я просто ответил: «ты лучше него. Просто сиди и наслаждайся». Мы были уверены насчет способностей Coneygree, потому что чем больше на него давят, тем больше он сосредоточен. Он просто скачет вперед. Он сам увеличивает ширину темпа и любит обходить других лошадей».

Приободренный этим разговором Де Бойнвилль вывел Coneygree вперед на первых двух препятствиях, а On His Own и Road To Riches преследовали сзади, вынуждая ошибиться. «Он с самого начала задал высокий темп, чем упростил мне жизнь»,- рассказывает Де Бойнвилль, в его словах чувствуется уверенность прирожденного жокея. – Он никогда не делал ошибок неопытных лошадей. Не было такого, что он прыгал неожиданно. Я знаю его достаточно хорошо, чтобы понять, что он будет делать. Он всегда знает, как ставить ноги, потому что Брэдстоки его хорошо натренировали и он сам по себе очень умный».

Третье препятствие, которое идет после поворота, прекрасно объясняет мысль Де Бойнвилля. Лошади еще свежие и перед препятствием у многих оказывается больше скорости, чем управляемости. Но Coneygree на полном галопе попал в расчет и прыгнул в прекрасном стиле.

Де Бойнвилль вспоминает: «Лучший момент в скачке был, когда мы проехали дальнюю сторону и свернули в первый раз вниз по холму, и он взял трензель. И я подумал тогда: «если он продержится следующий круг, то все нормально». Ему было легко так скакать, он просто держал свою крейсерскую скорость, но я начал думать о победе только когда мы в последний раз ехали вниз по склону. Он прыгал собранно, но я заволновался на подходе к последнему препятствию. Я увидел еще уйму места, где нам придется тяжело. К счастью он шел резво, и много мы там не потеряли».

К этому времени на трибунах начался бедлам, и люди вокруг удивлялись, почему сумасшедшие Брэдстоки кричат «давай Макс» — конюшенное прозвище Coneygree. Внизу на дорожке казалось, что чудо не случится: Coneygree со своим молодым жокеем уходят вправо, в то время как многократный победитель Золотого Кубка Руби Уолш бросается в последнюю атаку на Djakadam.

«Перед последним препятствием я мог их слышать,- говорит Де Бойнвилль. – После него -голова вниз, полный газ и помоги нам Бог. Я думал, что они меньше корпуса позади, Coneygree ускорился и продержался до конца».

Невозможное стало возможным. Покупка Plaid Maid — матери Coneygree и Carruthers для того, чтобы Джону Окси было «занятие на пенсии», оправдала самые смелые ожидания. Но у слез радости был горький привкус сожаления о том, что Джон не дожил до этого дня.

Ему бы понравились все эти мелкие подробности. Как бедный Де Бойнвилль чуть не упал в обморок, когда Уолш поздравляя ударил его по больному плечу, как Coneygree стоял спокойно среди бушующей толпы, как на заправке Марка Брэдстока спросили: «не вы ли только что выиграли Золотой Кубок?», как вывесили баннеры при въезде в Леткомб Бассетт, как конюхи и съемочная группа взяли трофей с собой в Вантедж на ночную пицца-пати.

И вот, неделя Королевского Аскота, Coneygree в попоне со своим старшим братом. «Попона очень легкая и дышащая,- говорит вдова Джона Чики Окси, задумчиво любуясь братьями в этом «саду Аркадии». – «Без нее его кусают с головы до хвоста. Эта парочка такая умиротворенная, трудно представить, что все это произошло. Джон был бы в восторге и думал о будущем».

Некоторые скептики полагают, что так счастливо звезды больше не сойдутся и в следующем году тренеры-мэтры возьмут свое обратно. Но и тренер и жокей считают, что Coneygree, рейтинг которого всего 172 фунта против среднего у победителей Золотого Кубка значения 180, еще не получил всего, что заслуживает. Приняв участие в Золотом Кубке так рано, он вышел из скачки свежим восьмилеткой, у которого на счету только десять скачек.

«Я настроен оптимистично, -говорит Де Бойнвилль. – Не хочу принижать чьих-нибудь лошадей, но я с нетерпением жду нового сезона. Надеюсь, обойдемся без травм и остальные тоже подтянутся, потому что тогда мы сможем доказать всем на что Coneygree способен».

Оригинал статьи был опубликован в Racing Post Annual 2016, перевод А.Рыбкин

Вот видео скачки: Gold Cup 2015

PS от переводчика

В начале ноября 2015 года Coneygree выиграл скачку листед, но, к сожалению, получив травму выбыл из борьбы за Золотой Кубок. Фаворитами в этом году являются:

Don Cossack выиграл в этом сезоне три групповых скачки (с первой по третью группы) и упал в одной;

Cue Card, который выиграл два этапа новоиспеченной «тройной короны» для чейзеров;

Djakadam выигравший в декабре в Ирландии, но в Челтнеме в следующем месяце будучи фаворитом упал;

Don Poli – победитель в этом сезоне листед в Эйнтри (обошел Many Clouds) и Lexus chase первой группы в Леопардстауне.