О смелых жокеях замолвим мы слово

В последнее время в зарубежной, а точнее в британской прессе, стали появляться статьи, где поднимаются проблемы жокеев. Из последнего — замена Джейми Спенсера на Дэниэла Тадхоупа. Последний заменил Спенсера в Juddmonte International на The Grey Gatsby. Кевин Райан — тренер серого жеребца — назвал это необходимостью «пары свежих рук». Спенсер сказал, что понимает решение тренера, а тот в свою очередь заявил, что будет также использовать жокея на своих лошадях. В тот же день Спенсер выиграл скачку для Райана на аутсайдере. Все мирно и спокойно. Но «эксперту» канал «Конный мир» почему-то показался очень волнующим тот факт, что эта новость стала заглавной в выпуске Racing Post от 16 августа, накануне скачки. Замены постоянных жокеев на известных лошадях всегда привлекают внимание как тотошников, так и соперников. Ну а если бы «эксперт» вспомнил журнал «Ипподром», где был главредом, то мог бы отметить, какое психологическое  влияние оказывает подобная замена на самого жокея. Какие бы хорошие отношения не были у тренера и жокея, но вот такие рокировки становятся «водой», которая точит даже камень. Однако, узнавать о том, что его заменили, жокею лучше так. То есть тренер заранее сообщает, объясняет свою позицию или позицию владельца. И журналисты уже знают это из официальной записки. А не как у нас иногда происходит: владелец с тренером все решают в частном порядке, а жокей узнает о замене в лучшем случае из третьих рук, а то и в день скачки.

Жокеи это «стрелочники» в мире скачек. Если лошадь выиграла, то спасибо владельцу за то, что купил, тренеру за то, что подготовил, конюху за то, что ходил за ней, ипподрому за то, что смог провести скачку. А если вот лошадь проиграет (очевидно, что происходит это гораздо чаще), то жокей становится козлом отпущения. Это психологическое давление прибавляется к проблеме веса. Выдержка веса становится проблемой для многих. Булимия — болезнь манекенщиц, знакома и жокеям. Джозеф О’Брайен закончил карьеру жокея в 22 года и перешел на тренерскую работу. У жокеев-стиплеров проблемы с весом немногим легче. Но они обычно выше, так что вес держать все равно тяжело. В скачках с препятствиями более насущной становится проблема травм. Смерти на скачках сейчас редкость, но недавно скончавшийся Джон Томас МакНамара, к примеру, получил травму шеи и был парализован. Травмы вынудили завершить карьеру Роберта Торнтона (в прошлом году), Джейсона Магуайра (в этом) и многих, многих других. А Райан Мур вынужден был сейчас, в разгар сезона, пропустить месяц из-за травмы. То, что он использовал часть вынужденного перерыва, чтобы провести его с семьей (обычно у него нет времени на это летом) на пляже Португалии не ускользнуло от внимания ведущих «Эха конного мира», но то, что это было из-за больной ноги, они не упомянули.

У наших жокеев проблема еще и в том, чтобы просто стать жокеем. Школа жокеев в Пятигорске закрыта, Хреновской перестал готовить и как быть подросткам, которые живут не на юге, непонятно. А если уж повезло стать жокеем, то как набирать опыт, если сезон короткий, а скачек очень мало. У нас же как? Лишь бы провести праздники, разыграть традиционные призы. А что делать с кучей лошадей, которые не дотягивают до такого уровня? Соответственно и жокеям приходится учиться на своих ошибках не в простых скачках и гандикапах, а групповых скачках, что не совсем правильно.

Справедливости ради стоит упомянуть, что тренеры испытывают часто не менее большое давление. И, если раньше в СССР был один владелец, то сейчас многие тренеры испытали на себе все прелести общения с частными владельцами. К примеру с такими, как хозяин Postponed. Раньше тоже были интриги и подковерная борьба, но сейчас все проще — захотел владелец и перевел лошадей в другую конюшню. По традиции тренеры в России так и работают с одним владельцем. Так что потеря владельца — потеря работы. И если известные тренеры старой школы могут относительно легко найти новых, то молодым сложнее. Из последних перестановок можно вспомнить перевод лошадей чистокровной верховой породы от Евгения Неумывакина к Максуту Кантакузину, а в «к/з 711» за последнее время ушли два тренера. Сначала Яков Манн, а, после нескольких месяцев, сменивший его Андрей Киршин. В Англии и других странах тренеры обычно работают с несколькими владельцами. Однако можно вспомнить, как осенью прошлого года у тренера Дональда МаКейна (для него Ballabriggs выиграл Гранд_Нэшнл в 2011 году) основные владельцы — супруги Пол и Клэр Руни забрали 60 лошадей. У МакКейна остались лошади других владельцев, среди которых и Тревор Хеммингс.  Хеммингс является вторым владельцем в 20-21 веках, лошади которого трижды выигрывали Гранд-Нэшнл (его Many Clouds выиграл в прошлом году).

Сам факт освещения в британской прессе проблем говорит, не только о том, что эти проблемы есть. Но и о том, что есть пресса. Пресса, которая реагирует на события. В последние годы скаковая пресса в России исчезла. Были «Мир Скачек», вышеупомянутый «Ипподром», газета НКС, «Рысак и Скакун». Сейчас остались рубрики в «ЗМ» и «КиКС». Но там редко пишут про актуальные проблемы. Все больше про то как все идут в «светлое будущее». Неофициальные любительские сайты и соцсети становятся источником текущей информации. «Конный мир» понемногу пытается успевать за жизнью, но это канал а не текстовый ресурс. Дойдет ли ОАО «Росипподромы» до создания полноценного сайта для игроков и любителей скачек?

40a (с небольшой помощью от alex по английским скачкам)