Many Clouds. История Грэнд-Нэшнл 2015

Результат Грэнд-Нэшнл 2015 года будет записан коротко и просто: первый Many Clouds, владелец Тревор Хеммингс, тренер Оливер Шервуд,  жокей Лейтон Аспелл, интервалы:  1 корпус, ¾ и 6, коэффициент победителя 25-1.

Но сухие факты не поведают историю. Запись в электронной базе не расскажет про решительно старомодного тренера, который вышел из моды вместе с прическами маллет и сифонами для содовой, замученный жокей, который перешел на «темную сторону» -в гладкие скачки; уставшая лошадь, которая была готова отправиться на отдых, пока бесстрашный владелец не взял судьбу в свои руки.

Этот Грэнд-Нэшнл, эта пьеса, разыгранная перед   50 миллионами телезрителей, останется легендой, его всегда будут упоминать, когда будут вспоминать самую знаменитую скачку в мире. «Это то, что Грэнд-Нэшнл приносит в спорт,- подтверждает, улыбаясь, шестидесятилетний Шервуд. – У него всегда есть своя история, а эта изменила мою жизнь».

История Many Clouds, по крайней мере, та ее часть, которая  была срежиссирована, началась на Рождество 2013 года, когда перспективный сын Cloudings выиграл стипль-чез для новичков. Эта победа позволила тренеру из Верхнего Ламборна сделать необычно смелое заявление. Он вспоминает: «Я сказал тогда, что если мы будем держать его в форме, то он может стать подходящей лошадью для Hennessy (gold cup). Таков был план, все остальное просто случилось».

Судьба вмешалась, когда в RSA chase на Челтнемском фестивале 2014 года Many Clouds упал из-за другой лошади.  Со стороны казалось, что это роковой удар для команды из Ронхерста, но Шервуд вспоминает это как прелюдию к большому успеху.  Немногие могли предвидеть, что такой бесславный день продолжится сезоном, принесшим наивысшее признание в мире скачек с препятствиями, но Шервуд, оглядываясь в прошлое, благодарит такой поворот в сюжете нашей истории:

«Если бы он не упал, то был бы в первой тройке и с точки зрения рейтинга скачка Hennessy теряет смысл. Так что все было к лучшему». Поражение в следующем месяце в  Эйнтри быстро объяснили дорожкой, а победа, спустя семь месяцев Карлайле предшествовала успеху в Hennessy. Победа в Ньюбери отмечалась на широкую ногу и отголоски празднования расходились по всей стране.

Тренер учился у старых мастеров, таких как Артур Мур и Фред Винтер. Он заявил о себе победами на фестивале с Rebel Song и The West Awake в 80-х, в 90-х с Large Action, Young Pokey и Berude Not To, а в нулевых пропал так, что ему позавидовал бы лорд Лукан.

Его популярность среди коллег никогда не уменьшалась. Но его слава и богатство таяли, в то время как менялся мир вокруг непреклонного тренера со старыми идеями — молодые лошади и долгая работа.  Где другие могли поддаться искушению поменять свои методы, Шервуд пережидал тяжелые годы, не забывая уроки своих учителей, и со временем набрал молодых лошадей, которые имели реальные шансы выиграть для него на крупных фестивалях.

Рядом с Шервудом был 39-летний Аспелл, также выплывший из реки забвения. Потрепанный тяжелой работой и тяжелыми годами, включая провальный сезон с шестью победами и 138 скачками, он завершил карьеру восемь лет  назад и поступил к тренеру Джону Данлопу в Западном Суссексе. Выходец из Килдара начал планировать свою жизнь в качестве тренера, но осознал свою ошибку и словно блудный сын вернулся в распростертые объятия бывшего шефа – Шервуда. Для них обоих это стало триумфальным воссоединением.

Единственной загвоздкой было то, что пока Шервуд планировал весеннюю кампанию для Many Clouds, Аспелл предвкушал свое воссоединение с Pineau De Re, на котором он выиграл прошлогодний Грэнд-Нэшнл.

Некоторое время казалось, что это чисто теоретический вопрос. Many Clouds провел слабую скачку в Gold Cup в Челтнеме, заняв блеклое шестое место, что сильно контрастировало с победой здесь на такую же дистанцию в трайле два месяца ранее.

Шервуд был подавлен и склонялся к мысли, что это была скачка усталой лошади, а не безклассной, и был готов отправить восьмилетнего мерина на заслуженные летние каникулы. Аспелл, казалось, тоже не хотел бы скакать на нем в Грэнд-Нэшнл. Но у коня и его владельца были другие планы.

Хеммингс, бизнесмен- выходец из рабочего класса, магнат недвижимости, фигурант  списка богатейших людей по версии Sunday Times, владелец футбольного клуба «Престон Норт Энд», уже выиграл два Грэнд-Нэшнл с Hedgehunter в 2005-м и Ballabriggs в 2011, и у него было право иметь собственное мнение насчет Many Clouds. Он, конечно, не настаивал, но был полон энтузиазма. И когда менеджер по скачкам  Майк Мигер отправился в Ронхерст после Челтнема, то намерениям тренера он собирался противопоставить мысль о третьей победе.

«Перестраховывался ли я?- спрашивает себя Шервуд. — Возможно. У нас у всех есть слабые стороны, а моя в том, что я – перестраховщик. Но мои опасения основывались на том, что я не знал, что произошло в Gold Cup, не знаю до сих пор и, вероятно, никогда не узнаю.

В тот день он нас расстроил. В глубине души мы знали, что это была не его скачка, и отправлять его на Грэнд-Нэшнл в этом сезоне рано. Но мы сделали несколько тестов, он был в порядке.  Я не трогал его две недели, за исключением небольшой работы, и Натан Хоррокс, который ездит на нем постоянно, настаивал, что конь в форме.

Мы принимали во внимание, что, может, у него было на одну скачку больше, чем нужно, и пик формы прошел. Но спустя две недели после скачки он сделал легкую работу и я сказал Мику: «он здоров и в форме, так что мы будем делать?»

Мик сказал: «если он в здоров и в форме, то будет участвовать в Грэнд-Нэшнл».  Вопрос стоял так :  или Национальный, или на отдых в поля, другого варианта не было.  Я был в ужасе, я думал, что в Эйнтри произойдет что-то ужасное, и я потеряю лошадь. Это обычные страхи тренера, у которого мало лошадей. Но я очень уважаю и люблю Тревора, так что я сказал: «нам терять нечего, давайте попробуем».

Для Аспелла верность Шервуду и вера в Many Clouds перевесили соблазн выбрать Pineau De Re. «Мы хотели «отложить его» до крупных скачек в следующем сезоне, — признается жокей. – То, что у него еще были силы после такого года, было сюрпризом. Всеобщее восхищение им утроилось, учетверилось, так что на самом деле, для меня выбор не стоял».

Учитывая все перипетии тернистой дороги к Эйнтри, можно было ожидать, что тренер, жокей и владелец будут готовы к любым неожиданностям дня скачки. Нырни Many Clouds в «Воду», или приземлись он на «Стуле», никто из его команды и бровью бы не повел. Но, по иронии судьбы, именно скачка оказалась для него самой простой частью всей эпопеи.

Аспелл вспоминает как они с приятелями Полом Молони (четвертый на Alvarado) и Уэйном Хатчинсоном (не закончил скачку на Godsmejudge) обсуждали план держаться бровки-середины дорожки, что, как они надеялись, убережет их от неприятностей.

Он до сих пор удивляется, когда вспоминает как проскочил пробки на полевой стороне, как он первые шесть препятствий был в центре скачки, удачно избежал помех от лошадей без жокеев и месиво на «Повороте у канала». Когда The Druids Nephew упал на пятом до финиша препятствии и оставил Many Clouds во главе скачки, у того еще остался кураж. «Он бы въехал в бетонную стену, если бы я попросил, — говорит жокей.  Но все, что требовалось от бесстрашной лошади, это «закусить удила» и отбить финальную атаку Saint Are.

Показав себя современным мастером на дорожке Эйнтри, Аспелл стал первым жокеем, выигравшим подряд два Гранд-Нэшнл со времен Брайана Флетчера на Red Rum в 1973-74, и повторил достижение Брайана Маршалла, который выигрывал этот приз два года подряд, но на разных лошадях: на Early Mist в 1953 и на Royal Tan в 1954.

На трибуне для тренеров и владельцев Шервуд все больше и больше нервничал. Обычно «спокойный зритель на скачке», на этом Грэнд-Нэшнл  он превратился в комок нервов.

«У него всю скачку никого впереди не было , — вспоминает Шервуд. – Мне не с чем сравнивать, у меня никогда здесь лошадь не финишировала, не говоря о победе. Но после третьего-четвертого препятствия было ясно, что он там как рыба в воде, и после того, как они пошли на второй круг, я начал думать «алло, мы в игре, да еще как».

Я смотрел скачку людей в толпе незнакомых людей в бинокль на большом экране. Я приметил его в начале и не отводил взгляд четыре мили. Но, когда за два препятствия до финиша мы еще лидировали, у меня начали трястись руки. И после последнего прыжка я повернулся спиной и слушал комментатора, дрожа как лист на ветру.

Это очень эмоциональный спорт и если вы не переживаете о победе в Грэнд-Нэшнл, то вам, черт побери, нечего в нем делать. Это, ради чего мы этим занимаемся и я просто счастливчик».

Это был третий Национальный для Хеммингса, второй подряд для Аспелла и решающий момент для Шервуда. «Куда бы я не пошел, ко мне все еще подходят люди и поздравляют, — сияет он, наслаждаясь успехом с той же силой, с которой раньше переживал неудачи.

-Я покупаю лошадей, которым нужно дать время на подготовку, и работа была долгой. Но если у вас правильные владельцы, у которых есть терпение и деньги, чтобы ждать,  то, в конце концов, это окупится».

Еще один Грэнд-Нэшнл прошел без смертельного исхода , публика ликует, но несколько секунд казалось, что Many Clouds, выложившийся до конца для Аспелла, двигается нетвердо и вот-вот рухнет.

Жокей был благодарен лошади больше чем кто-либо и спокойно отнесся к последствиям скачки :  «Он был невероятно смелый и истратил все силы, как вы могли видеть после, — говорит Аспелл. – Он был немного разгорячен, но после того как его облили водой и он остыл, он пришел в норму. Я был признателен за то, что пресса не стала раздувать из этого событие. Это очень большая дистанция и самое тяжелое испытание за сезон, но не думаю, что это неправильно. Они подготовленные, здоровые животные, которые делают то, для чего были рождены».

«Он в лучшей своей форме,- подтверждает Шервуд. – И ему понравился статус победителя Грэнд-Нэшнл, звание лошади года, встреча с Королевой в Ньюбери, как все его ласкают.  Я никогда не забуду, что он и эта скачка сделали для меня».